Еще в 2014 году представители израильской компании StoreDot представили прототип устройства, способного зарядить батарею смартфона за 30 секунд. Один из учредителей стартапа — репатриант из Перми, отец «флэшки», профессор Семен Лицин.
Над аккумуляторами для электрокаров команда StoreDot работала несколько лет, а летом 2019 года на выставке в Тель-Авиве их устройство зарядило электрический мопед за пять минут. Впрочем, тогда речь шла об экспериментальном образце, сейчас же литий-ионные батареи стали производиться в промышленных масштабах на заводах компании Eve Energy в Китае.
Цель StoreDot — обеспечить 160 километров проезда после пятиминутной зарядки автомобильного аккумулятора. Для этого необходимо совершенствовать саму батарею и развивать соответствующую инфраструктуру.
«Главный барьер для распространения электромобилей — не их стоимость, а страх, — подчеркнул в интервью The Guardian генеральный директор StoreDot Дорон Майерсдорф. — Вы боитесь застрять на шоссе, боитесь провести два часа на зарядной станции. Но если все будет происходить как на обычной заправке, этот страх уйдет».
Ему вторит в своем Twitter глава Tesla Илон Маск: «(Сложность) производства аккумуляторных батарей существенно ограничивает развитие энергетики будущего. Очень важная проблема».
В отличие от конкурентов, StoreDot использует в своих аккумуляторах не графит, а полупроводниковые наночастицы. В следующем году компания планирует перейти на более дешевый кремний — в этом случае, как отмечает Майерсдорф, стоимость батарей сравнится с ныне существующими аналогами.
С 2014 года израильский стартап привлек сотни миллионов долларов инвестиций от таких международных игроков как Daimler, BP, Samsung, TDK, инвестфонд Романа Абрамовича Millhouse и др.
Десятки компаний разрабатывают быстрозаряжаемые аккумуляторы (в том числе Tesla), но на сегодняшний день израильтяне лидируют в этой сфере. Выйти на проектную мощность производства StoreDot планирует к 2025 году. Ряд экспертов относится к этому скептически, но, например, профессор Чао-Ян Ван из Центра технологий аккумуляторов и накопления энергии при Университете штата Пенсильвания полагает, что уже через три года «быстрые» батареи выйдут на массовый рынок.
Учредители StoreDot обещают, что их аккумуляторы будут выдерживать до одной тысячи перезарядок с потерей не более 20% емкости.
Китайская компания Eve Energy, где начат выпуск пробной партии, принадлежит казахстанскому бизнесмену Кенесу Ракишеву. Предприниматель занимает шестое место в рейтинге богатейших людей своей страны, а его активы оцениваются в $890 000 000. У Ракишева богатый опыт сотрудничества с Израилем, так в 2013-м, совместно с бывшим премьер-министром Ольмертом, он открыл венчурный фонд Genesis Angels. Четыре года спустя Ракишев и израильский бизнесмен Моше Хогег представили свой новый проект — смартфон и компьютер Finney, работающие на технологии блокчейн.
Казахстанский инвестор уже подчеркнул, что испытания аккумуляторов с технологией сверхбыстрой зарядки ознаменовали новую эру в автомобилестроении.
Константин Мельман