Каин убил Авеля и потом часто повторял своим детям:
«Дети, берегите этот мир, за который отдал жизнь ваш дядя!»
Анекдот
Этой статьёй мы открываем новый цикл: Детективы Святого писания. Ну а с чего начать? Разумеется, с Берешит — того, что «В начале»!
Именно так называется первая книга Торы. В ней действительно всё впервые: первое слово и первая песня, первый закат и первый рассвет, первые мужчина и женщина, первый проступок и первое убийство. Вот о нем и поговорим.
После изгнания из рая у Адама и Евы родились дети. Первого сына они назвали Каином, а второго — Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Повздорив с братом, Каин убил его, и в наказание был обречен на вечные скитания.
На этом эпизоде остановимся подробнее. Как известно, все началось с того, что братья приносили жертву Всевышнему: Каин — плоды земли, а Авель — лучшее животное из своего стада. Жертву Авеля Господь призрел, а жертву Каина — нет.
Почему Всевышний так поступил? Во-первых, Творец понимал, что для руководства ресурсами и лидерства Авель подходит лучше, чем брат. А во-вторых, люди сначала начали заниматься земледелием, а уж затем скотоводством. Как ни парадоксально это звучит, но на тот момент занятие Авеля считалось инновационным, как сейчас бы сказали — областью высоких технологий. Поэтому, чтобы поощрить людей идти вперед, Творец отдал предпочтение скотоводу.
Всевышний «не учёл» лишь одного: если у человека отнять то, что он считает своим, у него может помутиться рассудок и начисто пропасть возможность здраво рассуждать.
«Каин и Авель», худ. Д. Тиссо, 1900 | Ева держит Авеля на руках и высоко (символ духовного), Каин цепляется за свою тунику (материальный мир), худ. Франческо Убертини |
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами Каина. Он старший брат, и поэтому считает, что после Адама возглавит семью и будет распоряжаться всеми ресурсами. Для него право наследования уже является собственностью. Чувство собственности столь же сильно определяет наши поступки, как чувство голода, половое влечение и т. п. Но Господь отдал предпочтение младшему брату, и это стало известно. Поэтому, в представлении всех людей (а их немного, всего лишь семья) Адама должен заменить Авель. Но старший брат, свыкшийся с мыслью о наследовании, счел себя обворованным и решил устранить Авеля: нет человека — нет проблемы. Скорее всего, он оправдывал это необходимостью, полагая, что больше подходит для управления ресурсами, будучи эдаким эффективным менеджером, действующим в интересах людей, а ещё конкретнее — семьи. Человек легко верит в то, во что ему хочется верить. Вполне возможно, что потом наступило раскаяние, но, как правильно сказала французская писательница Мари Ренье — между желанием и сожалением почти всегда находится место для глупости.
Но как же так, вскричит наше оскорблённое чувство сострадания. Каин намеренно убил человека, ничего плохого ему не сделавшего, а после этого продолжал жить, обзаведясь многочисленным потомством. Где же справедливость?
«Каин убивает Авеля», худ. Питер Пауль Рубенс, 1600 | «Каин», худ. Ж.Мафра, 1851 |
Но, во-первых, то, к чему нас призывает здравый смысл, было дано людям несколько позже, в Книге Исход, а впоследствии получило название Принцип талиона (талио́н — категория морали, также известная как равное возмездие, когда мера наказания должна соответствовать вреду, причинённому вследствие совершения преступления).
Во-вторых, наше чувство справедливости — это человеческое чувство, а о плане Всевышнего мы можем знать, лишь когда Он об этом сообщает.
И в-третьих, самое главное: Всевышний задумал грандиозный эксперимент под названием «наш мир». Да, один из первых людей его подвёл, как сказал бы герой культового фильма: «не оправдал возложенного на него высокого доверия», но эта не причина прекращать исследование. А уничтожив Каина, Он рисковал свести к нулю весь опыт. На тот момент других мужчин просто не было. Так что, скорее всего, назначая наказание Каину, Всевышний руководствовался чисто практическими соображениями.
Да и нельзя сказать, что преступление осталось без ответа. Всевышний осуждает и изгоняет Каина, и братоубийца становится всеми презираемым изгнанником.
Об этом мы узнаём из первой песни (всё впервые), шутливых, самохвальных куплетов Лемеха. Слово песня не упоминается, но ритм и рифма (в ивритском оригинале) говорят сами за себя и, следовательно, Лемеха можно считать первым человеком в Библии, создавшим подлинно литературное произведение, из которого мы узнаем, сколь презираем был Каин среди людей в те далёкие времена.
А перед нами в этой главе предстаёт преступление со всеми этапами: замысел, убийство, дознание Всевышнего, Его суд и приговор, всеобщее осуждение.
Михаэль Певзнер, специально для «Хадашот»